2014-й гoд oкaзaлся бурным нa сoбытия в сфeрe интeрнeт-мaркeтингa, в тoм числe и урaльскoй. Oн oтмeтился xoрoшим рoстoм сoвoкупнoгo oбoрoтa, a у нeкoтoрыx кoмпaний – нe прoстo xoрoшим, нo и сущeствeнным (примeры тoму – Сaйтсoфт (+154%), Ra Digital (+143%)). При этoм oснoвнaя динaмикa oбoрoтa к 2013 гoду заметна по таким направлениям, как разработка и поддержка сайтов и SEO-продвижение.
За прошедший год многие компании отходили от идеи бизнеса-монолайнера и активно диверсифицировали портфель услуг и проектов. Например, JetStyle на видео-продакшне, графическом дизайне и фирменном стиле заработал даже больше, чем многие компании на разработке сайтов. А IT MIX занялись разработкой баннеров, написанием новостей и продажей сервиса Callibri.
Рейтинг digital-агентств Екатеринбурга по оборотам в 2014 г.
Рейтинг digital-агентств Екатеринбурга по оборотам в 2014 г. (SMM)
Рейтинг digital-агентств Екатеринбурга по оборотам в 2014 г. (Разработка и поддержка сайтов)
Рейтинг digital-агентств Екатеринбурга по оборотам в 2014 г. (Прочее — дизайн, фирстиль и т.д.)
Рейтинг digital-агентств Екатеринбурга по оборотам в 2014 г. (SEO)
Рейтинг digital-агентств Екатеринбурга по оборотам в 2014 г. (Контекстная реклама)
Рейтинг digital-агентств Екатеринбурга по оборотам в 2014 г. (Медийная реклама)
Рейтинг digital-агентств Екатеринбурга по оборотам в 2014 г. (Email-маркетинг)
Рейтинг digital-агентств Екатеринбурга по оборотам в 2014 г. (Оборот на сотрудника)
Лидеры и участники рынка отмечают, что чётко наметились новые тенденции, некоторые из них перекликаются с кризисом. В частности, Михаил Пономаренко (Done Creative) заметил, что серьёзно изменился подход заказчиков к своим проектам: «Клиент стал разбираться и лучше понимать, что ему предлагают. Смотрит на цифры, аргументы, твой опыт, тебя оценивает. Он тяжелее расстается с деньгами».
Эту тенденцию подтверждает и Светлана Ковалева (IT MIX). По её мнению, такой подход будет серьёзно развивать рынок агентств: «Во-первых, надо всегда быть на шаг впереди, а значит постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки и расширять знания. Во-вторых, заказчики научились разбираться и в процессе, и в контроле результата. А значит, неэффективные агентства, которые просто осваивают бюджет, вынуждены будут с рынка уйти».
Светлана также выявила ещё одно важное изменение на рынке контекстной рекламы. Крупные заказчики, ранее активно вкладывались в SMM, медийную рекламу и некие имиджевые проекты, сворачивают такие бюджеты. В каких-то случаях создаются целые отделы интернет-маркетинга внутри компании, и услуги аутсорсеров в этом направлении им стали не нужны. А где-то чувствуется, что изменились задачи, которые бизнес ставит перед отделом маркетинга: «Есть смещение с имиджевых задач, развития узнаваемости бренда в сторону увеличения продаж здесь и сейчас, лидогенерации».
В целом уральские компании с начала года понимали, что кризис всё-таки будет, поэтому некоторые из них ставили себе задачи работать на удержание – как постоянных клиентов, так и бюджетов. Александр Алябьев (index.art) отмечает, что в каких-то случаях ситуации с заказчиками были парадоксальными: «Мы выкладывались на 120%, но увеличить продажи для наших клиентов не могли, рынок проседал на 20-30% даже в поиске. Такого я не могу припомнить с момента появления статистики запросов Яндекса в открытом доступе. Спрос в Интернете рос всегда до 2014 года, в том числе и в 2008-2009г».
Что касается планов на 2015-ый год, то тут понимание однозначное у всех – точно не будет легко, придётся очень и очень много работать, чтобы удержаться. Алексей Кулаков (JetStyle): «Мир заставляет нас шевелиться, решения придется принимать быстрее. В пропасть за нас уже шагнули, так что бояться уже поздно. В общем, это будут интересные времена, придется снова бегать как молоденькие». Однако для некоторых компаний кризис не кажется временем для отступления – например, Евгений Летов (Промо Эксперт) поставил себе задачу в 2015-м году стать лидером рынка по финоборотам в Екатеринбурге.
Название
Совокупный оборот в 2014
Сотрудников
Год основания
Оборот на сотрудника
Сайтсофт
200
84
2005
2,4
Айтекс
160,9
87
1999
1,8
Artsofte
124
96
2002
1,3
DeltaClick
103
25
2011
4,1
Медиасайт
71,6
—
2002
—
JetStyle
64,6
56
2004
1,1
Сумма технологий
61,3
26
2002
2,3
Вебмотор
46,5
25
2000
1,8
index.art
34,8
20
2000
1,7
Урал-Софт Системс
32,2
30
2002
1
Титансофт
32
28
2000
1
PXL
23,8
21
2011
1
Промо Эксперт
22,3
20
2012
1
Софтмажор
19,7
15
2003
1,3
Ample
17,4
11
2001
1,5
Рекламный знак
16,5
8
2008
2
СайтАктив
16,5
—
2006
—
Promoshift
16,2
4
2011
4,05
Ra Digital
15,7
9
2011
1,7
Redworks
15,2
14
2004
1,08
IT MIX
14
4
2006
3,5
IPG
13,8
20
2008
0,69
artGK
10,4
10
2005
1,04
Dextra
9,6
—
2001
—
Done Creative / Digital — агентство
4,5
6
2014
0,75
inbox Marketing
3,6
3
2013
1,2
Юникейс
2,1
7
2011
0,3
От редакции: Коллеги, подать информацию в наш рейтинг все еще не поздно(примерно до 1 марта). Это можно сделать путем отправки электронного письма на адрес news@it-eburg.com